Синтезаторы вчера, сегодня, завтра

автор: Дмитрий Земан

В предыдущих своих статьях я довольно часто упоминал и рассказывал про аналоговые синтезаторы, но, наверное, у многих читателей возникали вопросы о развитии и жизни аналогового синтеза вчера, сегодня, завтра.
Вот и решил я создать некую трилогию из жизни этих великолепных долгожителей, а уж на чем вы захотите работать, выбирать все равно придется вам.
В 1964 году Р. Муг выпускает первый аддитивный синтезатор, который, в отличие от своих предшественников, имел низкую стоимость и удобное управление, что позволило широким массам использовать его в своем творчестве. Суть аддитивного метода состоит в комбинировании простых синусоидальных форм для формирования сложных звуков. Так как каждая синусоидальная волна может иметь различную частоту и амплитуду, оба параметра могут варьироваться, при этом можно создавать гармонически сложные звуки, изменяющиеся с течением времени.

Параллельно с аддитивным методом развивался еще один способ синтеза - субтрактивный. Данные два вида синтеза реализовывались на базе интегральных микросхем и прекрасно дополняли друг друга.
Субтрактивный метод делится на два этапа. На первом этапе генерируются сложные, гармонически богатые волны. Генерация волн производится управляемым напряжением - генератором. На втором этапе происходит модификация сигнала путем фильтрации определенных гармоник до тех пор, пока не будет достигнута необходимая тоновая окраска.

 


Вчера…

MS-20 стал одним из первых коммерчески успешных синтезаторов фирмы Korg, моносинтезатор, выпущенный в 1979 году и успешно продаваемый и популярный даже сегодня. Korg MS-20 является старшим братом Korg MS-10, а точнее, его дальнейшим развитием. MS-20 - аналоговый, монофонический, двухосциллаторный сольный и басовый синтезатор. Компания Korg, создавая MS-20, взяла за прототип синтезатор ARP-2600 и использовала многие системы и включения с этого синтезатора. В пользу MS-20 сыграли некоторые его параметры и характеристики, которые были лучше, чем у ARP. В первую очередь - это больше гибкого контроля за параметрами звука и низкая по сравнению с ARP-2600 цена. Синтезатор имел модулярную архитектуру, модули, расположенные внутри корпуса, соединялись между собой при помощи разъемов типа «джек». Генераторы (всего два) могли производить треугольную, пилообразную и импульсную формы волны. Имелись два фильтра, пропускающие низкие и высокие частоты с крутизной спада 12Дб/окт. и резонансом (self oscillating), два огибающих генератора типа DAR и HADSR, два генератора низких частот (треугольная и прямоугольная) имели функцию плавного перехода от одной формы волны к другой и два независимых выхода. Возможна обработка фильтрами внешнего источника звука. Клавиатура - 37 клавиш, колесо модуляции. Для управления синтезатором при помощи внешнего секвенсора имелся CV/Gate-интерфейс. Пропуская звук других модулей через фильтр MS-20, вы почувствуете реальные метамарфозы ваших звуковых ресурсов. Очевидно, William Orbit использует фильтр MS-20, пропуская через него свои сэмплы, ударные, звуковые эффекты и даже голос. Что касается звуков, могу посоветовать желающим приобрести Mini Moog взять в качестве альтернативы MS-20.
Korg MS-20 - это не только классно звучащий инструмент, но еще и хорошая школа для людей, начинающих работать с аналоговым синтезом. На этом синтезаторе очень легко постигать азы субтрактивного синтеза, управления волновыми формами и процессором сигнала благодаря простоте обращения с ним.

Moog Prodigy был моносинтезатором высокого класса, разработанным Moog Corporation в 1979 году. Эта машина популярна и по сей день очень широко используется как басовый синтезатор в техно- и электронной музыке.
Два осциллатора VCO включают в себя набор классических аналоговых волновых форм: Saw, Triangle и Pulse. Также в Prodigy имеются оригинальный 24dB/oct низкочастотный фильтр (emphasis), A/D/S/R-волновой генератор, LFO с волновыми формами Square и Sine, которые могут распределяться на VCF и VCO, Portamento и колесо Mod и Pitch. Никакой памяти, отсутствует секвенсор. Аналог на все 100%, очень интересны деревянные боковые панели и «мясо» в каждом его звуке.
Moog Prodigy идеален для интерактивной работы со звуком и живой игры с изменением параметров в реальном времени благодаря пятнадцати вращающимся рэкам и десяти слайдерным переключателям. Клавиатура в 32 ноты оснащена жесткой динамикой клавиш, что, несомненно, помогает при игре басами и синтез-линиями.

 


Roland SH-101 - самый лучший! Это один из самых моих любимых синтезаторов. Он настолько универсален, что оставляет далеко позади многие суперсовременные синтезаторы с их пластмассовым звуком.
SH-101 неподражаем, особенно для создания Techno, Drum&Bass, Acid и Goa-музыки. Монофонический басовый синтезатор Roland SH-101 включает в себя несколько простых, но в то же время очень интересных элементов. Вы можете контролировать параметры VCF, тональности и LFO с помощью одного только Pitch Bender. В SH-101 встроен White Noise генератор, арпеджиатор с тремя типами арпеджирования. Просто замечательны встроенный Real Time Phrase Sequencer и функция Sample&Hold. LFO составляют четыре волновые формы: Random, Sine, Square и Noise. Portamento позволяет сделать вашу басовую партию намного эластичней, а сам бас - упругим.

 


В SH-101 имеются внешние входы для секвенсора и арпеджиатора, CV/GATE-входы и выходы и вход для CV Hold Pedal. К моему великому сожалению, в SH-101 нет никакой памяти и нет MIDI-входа и выхода. Хотя многие компании, занимающиеся аналоговой техникой, предлагают так называемый MIDI Reteoit, то бишь MIDI-обновление, которое ставится на имеющийся в SH-101 CV- симулятивный MIDI-канал. В число таких компаний входит ныне широко известная компания Kenton. Кроме того, вы можете приобрести CV/MIDI-преобразователь и включить SH-101 в любую MIDI-секцию своей студии.

 


Сегодня…

Roland MC 505 GrooveBox
В качестве продолжения MC-303 фирма Roland выпустила секвенсор и звуковой модуль MC 505 GrooveBox. Он имеет полифонию 64 голоса, мультитембральность 24 части (8 основных и 16 RPS), 512 пресетных и 256 пользовательских звуков, 26 пресетных и 20 пользовательских барабанных установок, 714 пресетных и 200 пользовательских паттернов. Функция MEGAMIX позволяет создание новых паттернов посредством изменения фразировки отдельных партий существующих паттернов. При редактировании звуков возможно изменение параметров фильтра и огибающей (ADSR).
Восьмидорожечный секвенсор имеет объем 110000 нот. Есть арпеджиатор с 53 стилями. Карты (2 или 4 Мб) могут содержать звуки, барабанные установки, данные секвенсора. Есть три пары аудиовыходов, MIDI-вход и выход.
Процессор эффектов способен производить три эффекта одновременно: два глобальных (ревербератор, задержка) и один включаемый в разрыв, процессор имеет 714 программ.

 


Roland лицензировал у фирмы Interactive Light технологию светочувствительного контроллера D-Beam и теперь реализует ее в нескольких своих новых устройствах, в том числе и в MC 505. Размахивание руками (или другими частями тела) над модулем может производить модуляцию, глиссандо, изменение частоты среза или резонанса фильтра и т. д. Кроме того, практически все манипуляции с MC 505 передаются и записываются посредством MIDI.

Легендарный ретродизайн. Синтезаторы серии MS имеют две модификации -клавишную (44 ноты) и рэковую (высота 4 U). Использование традиционных методов синтеза звука (огибающие, фильтры, LFO, различные режимы модуляции) в сочетании с возможностью управления по MIDI, большое количество регуляторов, позволяющих редактировать параметры звука в режиме реального времени, - все это далеко не полный перечень функциональных возможностей синтезаторов MS2000/MS2000R.
Тщательно продуманная архитектура синтеза звука и гибкая система модуляции параметров обеспечивают необходимый инструментарий при работе над формой волны. Настоящий профессионал по достоинству оценит созидательную мощь этих инструментов, которые с равным успехом можно использовать как в студийной, так и в концертной деятельности. Это:

• цифровое моделирование аналогового звука
• эффективное цифровое управление
• клавишная и рэковая модификации
• традиционные методы синтеза
• два генератора звука, генератор шума, две огибающие, два генератора LFO
• полифония - 4 голоса
• 128 программ
• встроенный вокодер
• встроенный арпеджиатор
• четыре типа фильтров
• секция эффектов
• изменение основных параметров синтеза в реальном времени
• микрофонные и линейные входы
• разъемы для подключения педалей.

Управление звуком
Для формирования любого из тембров синтезатора используются две огибающих и два низкочастотных генератора LFO. Форма огибающей задается с помощью стандартных характеристик: атака, спад, сустейн и затухание. В качестве LFO используются генераторы с 4 различными формами волны.
Тембр звука редактируется с помощью фильтров 4 типов: два обрезных фильтра высоких частот с крутизной подавления -12 и -24 dB, полосовой пропускной фильтр колокольного типа и обрезной фильтр низких частот. Эффекторная секция состоит из модуляционных эффектов (три типа), эффектов задержки (три типа) и эквалайзера. В дополнение к возможности регулировки громкости и панорамы усилительная секция имеет опцию дисторшна, позволяющую даже мягкий звук трансформировать в жесткое агрессивное соло.

 


Функция «Virtual Patch»
Система «Virtual Patch» представляет собой аналог известной функции, реализованной в оригинальных синтезаторах Korg PS и MS. В качестве источников модуляции могут выступать огибающие, LFO, скорость нажатия на клавиатуру и клавиатурный трекинг. Их можно назначить на управление частотой, уровнем шума или панорамированием.

Функция «Mod Sequence»
Функция «Mod Sequence»позволяет модифицировать во времени параметры звука, имитируя изменение управляющего напряжения аналогового синтезатора. Этот эффект можно применять к 28 параметрам, которые управляются с помощью регуляторов, расположенных на лицевой панели прибора. Кроме того, имеется возможность изменения частоты или длины шага в режиме реального времени.

Беспрецедентная мощность
моделирования аналогового звука

Звуковой генератор MS2000/MS2000R использует систему моделирования аналогового звука, базирующуюся на мощном сигнальном процессоре. Она эквивалентна системе синтеза звука популярных серий KORG Prophecy, Z1, Electribe и позволяет формировать звук различной структуры, начиная от прозрачного подклада и заканчивая мощными насыщенными тембрами. Современные DSP-технологии позволили сосредоточить эту «безумную» мощь в компактном клавишном инструменте MS2000 и рэковом модуле MS2000R. Все основные параметры звука можно корректировать в режиме реального времени с помощью регуляторов, расположенных на лицевой панели инструмента.

 


Дань прошлому
Синтезаторы Korg серии MS, появившиеся на свет в 1978 году, поразили воображение музыкантов своим звуком, видом и гибкостью управления. Спустя более чем 20 лет они пережили второе рождение, реализовавшись в инструментах серии MS. Приборы совмещают в себе самые лучшие черты своих предшественников с практически неограниченными функциональными возможностями синтезаторов нового поколения.

Дизайн MS2000/MS2000R выдержан в стиле ретро: голубой металлический корпус и отделка из палисандрового дерева по бокам. Впечатление, что вы попали в конец семидесятых, усиливается встроенными 16-полосным вокодером и арпеджиатором с 6 типами паттернов. Арпеджиатор, функция «Mod Sequencer» и LFO синхронизируются по MIDI, позволяя добиваться идеально выверенных ритмических эффектов.

 


Монофонический синтезатор с 37-нотной клавиатурой Korg Prophecy способен имитировать несколько типов создания звука, в частности: аналоговый, частотную модуляцию (в данном случае это называется VPM) и физическое моделирование. Инструмент имеет два генератора, субгенератор и генератор шума, а также два фильтра (четыре типа) и широкие модуляционные возможности. Физическое моделирование устроено несколько своеобразно: вместо моделирования целого инструмента генератор создает основную форму волны, которая затем проходит раздел окончательного формирования. Подобная организация привела к уменьшению стоимости и облегчению программирования инструмента, в то же время позволяя имитировать медные и язычковые духовые, а также струнно-щипковые инструменты. Завершает формирование звуков раздел эффектов, способный производить ревербератор, хорус/фленджер, эквалайзер, задержку и дисторшн. Дополнительное управление осуществляется при помощи двух колес и ленточного контроллера. Все контроллеры используют обычные MIDI-данные, так что нюансы исполнения могут быть записаны секвенсором. Встроенный арпеджиатор можно синхронизировать с сообщениями MIDI Clock. 128 пэтчей находятся в памяти, дополнительные пэтчи можно сохранить на специальную карту.

Хитрости создания звуков
на синтезаторе Prophecy,
использующем принцип
физического моделирования

Итак, минуло почти пять лет со времени появления на свет этого небольшого синтезатора... Тогда Korg Prophecy стал настоящей сенсацией, в его использовании были замечены Jean-Michael Jarre, Rick Wakeman, Depeche Mode, Prodigy, Radiohead. Необходимо, впрочем, сделать оговорку: на момент начала серийного выпуска Prophecy, использующийся в нем принцип физического моделирования звука уже был реализован фирмой Yamaha в синтезаторе VL 1. И практически одновременно с Korg шведская компания Clavia выпустила синтезатор Nord Lead. А ведь, если честно признаться, саксофоны и другие духовые на VL 1 звучат красочнее и реалистичнее, чем у Prophecy. Кроме того, подавляющее большинство современных музыкантов не очень-то довольно его одноголосостью, - если тот же Nord Lead перевести в режим соло, то звук получится пожирнее... Одним словом, есть какой-то секрет, благодаря которому Prophecy удалось удерживать позиции.
Секрет, думается, в отлично проработанной, сверхгибкой организации программирования инструмента, обеспечивающей интуитивно понятный доступ к сотням параметров. Prophecy можно представить как цифровой псевдомодульный синтезатор с огромным количеством источников модуляции и изощренной системой синтеза. Благодаря сочетанию этих двух факторов Prophecy имеет свой специфический звук, в то время как Nord Lead в основном является имитатором аналоговых синтезаторов, а VL 1 - имитатором акустических инструментов. Сыграло определенную роль и наличие у Prophecy арпеджиатора, а также удобного ленточного контроллера и трех колес для достижения большей выразительности исполнения. Немаловажным фактором коммерческого успеха Prophecy стала и его приемлемая цена.

Завтра…

Вопрос: что сейчас самое модное в клавишных инструментах? Ответ: аналоговые синтезаторы, физическое моделирование и управление звуком в реальном времени, предпочтительно специализированными органами для каждого параметра. Все это фирма Roland попыталась объединить в синтезаторе JP 8000: звук создается по принципу «аналогового моделирования», а на передней панели располагаются 38 ручек и слайдеров для изменения полученного звука в реальном времени.
Инструмент монотембральный, имеет клавиатуру из 49 клавиш, полифония 8 нот. 128 одиночных и 64 комбинированные программы находятся в пресетной памяти, столько же в пользовательской. Есть джойстик для изменения высоты тона/модуляции, программируемый ленточный контроллер, жидкокристаллический дисплей, два выхода и два MIDI-разъема. Операционная система находится во флэш-памяти.
JP 8000 способен генерировать семь полностью независимых форм волны, и наряду с традиционными (пилообразная, треугольная, прямоугольная) есть и такие, как «Super Saw», «Triangle Mod» и «Feedback OSC». Возможны кольцевая и перекрестная модуляция и синхронизация генераторов. Функция Motion Control позволяет записывать на встроенный секвенсор движения слайдеров и ручек с последующим воспроизведением. К тому же движения всех органов управления передаются по MIDI. Управление возможно такими параметрами, как форма волны, частота среза и уровень резонанса фильтра, частота и глубина LFO. Из обработки есть линия задержки и хорус, а также двухполосный эквалайзер.

 


Арпеджиатор имеет пять режимов и несколько десятков рисунков, возможно создание собственных рисунков, а также управление темпом арпеджиатора. Realtime Phrase Sequencer (RPS) позволяет воспроизводить готовые фразы нажатием одной клавиши, может содержать 48 паттернов размером от одного до 4 тактов и имеет семь режимов квантайза. Арпеджиатор и RPS можно синхронизировать по MIDI.

Синтезатор Nord Lead 3 является развитием модели Nord Lead 2. Nord Lead 3 имеет клавиатуру в 49 клавиш (с динамикой и послекасанием), полифонию 24 голоса (с динамическим распределением голосов), четырехчастную мультитембральность.
Каждая из двух групп осцилляторов может производить шесть разных форм волны, в том числе с использованием новой формы частотной модуляции - Sinus Modulation (SM). Возможна имитация синхронизации осцилляторов на одном осцилляторе. В режиме Adjustable Unison имитируется назначение нескольких осцилляторов на одну ноту, при этом полифония не уменьшается. Есть режим Mono для обычного унисона.
Синтезатор содержит два мультирежимных фильтра, возможно их последовательное или параллельное включение. Режимы фильтров: LP, BP, HP, LP-HP, LP-LP и Classic (имитирует классические аналоговые фильтры).
До трех LFO/огибающих можно использовать на голос. Есть общее вибрато (Global Vibrato) для всех голосов одновременно. LFO могут быть синхронизированы с MIDI Clock.
Функция Morph позволяет регулировать установленные диапазоны 26 параметров одним контроллером. Есть четыре Morph-группы на звук (управляемые динамикой, послекасанием, колесом модуляции, педалью). Функция Timbre обеспечивает переключение между двумя наборами параметров звука.
Синтезатор имеет жидкокристаллический дисплей с подсветкой, неограниченные (без фиксации в крайних положениях) вращаемые регуляторы со светодиодной индикацией значения параметра, четыре выхода, выход на наушники, разъемы для педали управления и для педали сустейна, три MIDI-разъема. Операционная система обновляется по MIDI.

Синтезаторы серии Virus C оснащены процессорами Motorola нового поколения, что обеспечивает им большие вычислительные возможности по сравнению с предыдущими инструментами компании. Кроме того, в новых инструментах облегчен доступ к основным параметрам.
Полифония увеличена до 32 голосов, расширенная матрица модуляции содержит шесть источников и девять назначений, появилась возможность отмены/повтора операций, добавлены органы управления арпеджиатором, два называемых многофункциональных регулятора и светодиодный индикатор темпа. Среди эффектов появился трехполосный эквалайзер (параметрическая регулировка средних частот и фильтры типа «полка» нижних и верхних), который можно использовать в каждом пэтче, что доводит общее количество одновременно доступных эффектов до 98.
Каждый инструмент имеет 16-частную мультитембральность, 256 пользовательских пэтчей, 768 пресетных пэтчей, 128 перфомансов, четыре осциллятора на голос (три основных и субосциллятор, при использовании всех возможно сокращение полифонии, но не больше, чем на шесть голосов) с пилообразной, изменяемой импульсной, синусоидальной, треугольной и 62 дополнительными формами волны, режим унисона, функцию частотной модуляции, два независимых мультирежимных фильтра (пропускающий низких частот, пропускающий высоких частот, полосовой, режекторный) с четырьмя вариантами конфигурации (крутизна до 36 дБ) и резонансом, два очень быстрых генератора огибающих (от 0 до 144 дБ за 22 микросекунды) типа ADSTR, три LFO с 68 формами волны, два входа (18-разрядные АЦП), шесть выходов (24-разрядные ЦАП), 16 независимых арпеджиаторов (есть паттерны, возможна регулировка параметров в реальном времени). Возможны управление параметрами по MIDI, синхронизации с MIDI Clock почти всех времязависимых параметров. Среди эффектов есть ревербератор, фейзер, дисторшн, хорус/фленджер, дилеи, 32-полосный вокодер, кольцевой модулятор. Прилагается программа редактирования SoundDiver Virus для Windows и MacOS. Возможна модернизация операционной системы по MIDI.
Синтезатор Indigo 2 ($1980) имеет динамическую клавиатуру в 37 клавиш с возможностью производить сообщения послекасания и с функциями мастер-клавиатуры, синий жидкокристаллический дисплей, колеса высоты тона и модуляции, 32 регулятора, 35 кнопок, 69 светодиодных индикаторов, два входа для педалей (управляющих или переключателей), алюминиевые боковые панели.
Еще недавно казалось, что эпоха аналоговых синтезаторов закончилась - цифровые инструменты обладают большим набором функциональных возможностей, лучше держат строй, хорошо звучат, да и в производстве существенно дешевле. Однако число фирм, выпускающих аналоговые и аналого-цифровые синтезаторы, не только не уменьшается, но и постоянно растет (даже фирма Alesis не удержалась и отличилась на этом поприще, объявив о выпуске аналогового синтезатора Andromeda). Причина этого - устойчивый спрос на подобную технику со стороны музыкантов, работающих в различных стилях электронной и танцевальной музыки. Оказывается, что без аналоговых инструментов порой очень сложно достичь требуемого звучания.

 


Основным недостатком цифровых синтезаторов является недостаточная «пробивная способность». В плотных танцевальных или индустриальных аранжировках, и особенно на фоне живых инструментов, они очень часто просто теряются. Конечно, есть замечательно звучащие в любых аранжировках «цифровики» (особенно работающие по принципу физического моделирования), но их не так много. Хорошо справляются с плотными аранжировками семплеры, но с ними не очень удобно работать, да и в качестве источников звуков для их танцевальных библиотек выступают все те же классические аналоговые инструменты.
Другая проблема цифровых синтезаторов - это фильтры. Конечно, есть цифровые инструменты, у которых фильтры звучат очень хорошо (например, Clavia Nord Modular или Access Virus). Но стоит поставить рядом с ними хороший аналоговый синтезатор, покрутить на нем регулятор частоты среза (frequency cutoff), и становится понятно, что цифровым фильтрам все-таки не хватает открытости, естественности. Особенно это хорошо заметно, когда «рулишь» частоту среза при высоком значении резонанса: свист аналогового фильтра, как правило, мягок и приятен в отличие от цифрового. Да и при средних значениях резонанса аналоговые фильтры работают более бодро и свежо, хорошо выделяясь в плотной аранжировке.

 


Все сказанное выше, разумеется, не означает, что надо срочно выкидывать все цифровые инструменты и переходить на аналоговые. Ведь получить холодный и отстраненный, или агрессивный и навязчивый звук при помощи аналоговых синтезаторов непросто. Да и для того, чтобы накрутить «сложнопротекающие» во времени и пространстве многослойные звуки, у аналоговых синтезаторов не хватит функциональных возможностей. Просто в арсенале современного аранжировщика должны быть инструменты обоих видов, чтобы не тратить время, безуспешно пытаясь выжать из какого-нибудь Roland XP 50 теплые, бархатные «пилообразные» соло...
Одна из главных проблем в сочинении современной модной музыки - это получение мощных, плотных, обволакивающих басов, которые бы не терялись за другими инструментами в развертках фильтров и хорошо «прокачивали» зал при воспроизведении на концертной акустике. Известные музыканты, занимающиеся современной электронной музыкой, по большей части делают басы именно на аналоговых синтезаторах. Другие же довольствуются их имитацией при помощи семплеров или математических инструментов. Однако я знаю всего один математический инструмент, который может производить бас, сопоставимый с аналоговыми синтезаторами. Это Clavia Nord Modular. Есть и хороший пример доступного по цене цифроаналогового синтезатора, который уже практически стал классикой жанра - Novation BassStation. Также в природе существует замечательный цифроаналоговый монстр Waldorf Wave, но он вряд ли доступен большинству музыкантов по причине своей стоимости. Все же прочие инструменты звучат в басах или очень вяло (та же Novation Nova), или недостаточно плотно (Access Virus), или очень жестко (Roland MC 505, серии JV и XP), или вообще никак (типа инструментов Korg серии N).